На днях министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области завершило электронный аукцион на содержание дорог в Балаковском районе за 27 млн рублей. Это классический пример реализации закона о госзакупках в регионе: отсутствие конкуренции и, следовательно, экономии бюджетных средств, а также непрозрачность расходов.
Согласно аукционной документации за 27 млн рублей подрядчик должен до конца 2016 года в ежедневном режиме следить за состоянием дорог в районе. Всего там насчитывается 31 дорога общей протяженностью 337,3 км. Минтранс даже подсчитал, что понадобится ямочный ремонт на площади 4355 кв.м. В контракте так и написано: «комплекс работ по содержанию автомобильных дорог». «Дорожный контроль» в материале «Куда утекают дорожные деньги в Саратове?» подробно писал о том, что такая формулировка ведет к непрозрачности информации по расходованию дорожных средств. Означает ли это, что теперь фирма будет отвечать за состояние всех дорог в районе? Чиновники объясняют, что, дескать, невозможно заранее предсказать, на какой трассе появится яма, что с подрядчиками заключаются допсоглашения. Однако у недобросовестных фирм появляется масса возможностей для махинаций.
Аукцион признан несостоявшимся, т.к. прошел без какой-либо конкурентной борьбы, им заинтересовалось лишь ООО «Автотрасса» из Вольского района, и потому ей и рекомендовано отдать контракт по полной стоимости. Эта дорожно-строительная фирма местных магнатов Киракосян часто берет госконтракты, не оставляя шансов конкурентам. Местные СМИ прямо называют «Автотрассу» монополистом. Не многие фирмы в районах могут отдать 1,3 млн рублей в качестве заявки на участие в аукционе (5% от цены данного контракта), а потом еще 8 млн в качестве обеспечения самого контракта (30% от цены контракта). Таким образом, ставится под сомнение сам смысл проведения аукционов. Может быть, стоило разбивать этот многомиллионный лот на несколько более «дешевых», чтобы появилась реальная конкуренция, а значит, и экономия бюджетных средств?! Впрочем, как писал «Дорожный контроль», подача заявок на дорожные аукционы лишь от одного участника и в связи с этим признание его несостоявшимся – обычное дело.
С другой стороны контракт разрешает подрядчику привлекать субподрядчиков, которые обладают «необходимым опытом, оборудованием и персоналом». На последней пресс-конференции глава минтранса Николай Чуриков заявил, что никак не может влиять на работу дорожной фирмы.
«Это будет нарушение, диктовать подрядчику, брать ему субподрядчика или не брать, работать этой техникой или другой – это называется вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия», - рассказал он.
Однако в проекте контракта написано по-другому: «2.3.1. Подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного разрешения Государственного Заказчика (то есть, министерства транспорта)».
Выходит, что «диктовать» чиновники все-таки могут.
Некоторые пункты контракта выглядят мало выполнимыми. Так, подрядчик обязан вести учет ДТП на обслуживаемых трассах, осматривать места аварий вместе с сотрудниками ГИБДД с «целью определения дорожных условий». В случае если асфальтобетонному покрытию будет нанесен ущерб, дорожная фирма должна будет взыскать деньги со страховой компании виновного в аварии.
«Дорожный контроль» намерен следить за тем, как ООО «Автотрасса» будет выполнять свои обязательства по содержанию автодорог Балаковского района. Надеемся, что балаковцы нам в этом помогут.