«Дорожный контроль» решил познакомиться с игроками на дорожном рынке Саратовской области, с теми, через кого проходят миллионы бюджетных рублей. В регионе насчитывается два десятка подобных фирм, как больших и общественно открытых, так и мелких, никому не известных, даже самим дорожникам. Оказалось, что дорожный рынок - тот еще омут со своими тайнами, призраками и чертями.
Тема контроля за расходованием бюджетных средств на дороги в последнее время в Саратовской области стала, наверное, самой популярной. Только в последние дни прошли два мероприятия: заседание совета Общественной палаты и совместная пресс-конференция министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Чурикова и председателя дорожного комитета администрации Саратова Булата Гайнанова. На обоих мероприятиях присутствовал юрист и общественник Николай Скворцов, который в данном случае выступал в качестве руководителя рабочей группы при Общественной палате по контролю за качеством ремонта дорог, куда входят и представители «Дорожного контроля». Сразу отметим, что выводы, озвученные экспертом, в целом совпали с выводами «Дорожного контроля», который проводил собственное параллельное расследование. Но обо всем по порядку.
Мы разделили компании на 2 условные группы: «крупные игроки» и «мелкие игроки». Деление это связано не с реальным масштабом и возможностями фирмы, а со стоимостью выигранных контрактов. Взаимоотношение между игроками очень запутанное, самый настоящий омут, виной тому, как местные махинаторы, так и некоторые особенности федерального законодательства.
Крупные игроки
Крупнейшими игроками на дорожном рынке региона и областного центра, как мы уже писали в статье «Куда утекают дорожные деньги в Саратове», являются АО «Автогрейд» (только в этом году контракт на сумму свыше 59 млн руб.), ООО «База инертных материалов» (в этом году контракты на сумму более 2 млн руб.), ООО «Спектр» (контракт на сумму свыше 18 млн руб.), сюда же можно добавить ООО «Викинг А.Ю», ремонтирующий злополучную улицу Огородную за 35 млн.
Подробно останавливаться на этих фирмах особенно не будем, поскольку они более-менее открыты.
Гендиректором АО «Автогрейд» является экс-председатель комитета дорожного хозяйства Владимир Илюшкин, который работал еще в государственном «Автогрейде». А вообще предприятие создано на базе советского ФГУ ДЭП №337, потому имеет и собственную технику, и заводы, и железнодорожные тупики. При этом предприятие трудится и в качестве субподрядчика у других компаний, и само привлекает к контрактам более мелких частников.
ООО «Викинг А.Ю» под руководством Юрия Алексеева также имеет и свои заводы, и свою специализированную технику. Кстати, в свое время в городе было много разных «Викингов», например, в 2008 году в аукционе на ремонт дороги в Саратове заявились «Викинг-М», «Викинг-Ю» и «Викинг-А.Ю». В случае с этой организацией проверяющих смутил тот факт, что фирма зарегистрирована по одному адресу с компанией «Дитеско», регулярно выигрывающей конкурсы по контролю за качеством ремонтных работ, в том числе и тех, что проводит «Викинг».
В полной обеспеченности всем необходимым для ремонта дорог ООО «База инертных материалов» «Дорожный контроль» заверил директор Михаил Лепилин. То же самое написано и на официальном сайте. Впрочем, и они активно используют субподрядчиков и берут в аренду технику у сторонних лиц.
«Да, конечно, когда у меня нет такой техники, которая мне нужна, - пояснил он. - И если больший объем, надо быстрее сделать, сроки поджимают, предположим. Это нормальный подход».
Подход-то может быть и нормальный, но ведь использование труда субподрядчиков повышает стоимость работ. Разве не проще браться за те контракты, которые ты в состоянии выполнить сам?
В районах активно работают ООО «Автотрасса» местных олигархов Киракосян (Вольск, в 2015 году - контракты на 53 млн и 97 млн руб.) и «А-Скорпио» бывшего главы администрации Ртищево Александра Кудасова (в 2015 году - контракт на 47 млн руб.), ООО «Сардорстрой» Ибрагима Джабраилова (контракт на 165 млн руб.). К этим компаниям больших вопросов нет, их руководство хорошо знают в районах.
Еще одной особенностью данных фирм является то, что они заточены под дорожное строительство и производство материалов для дорог, то есть они специализированные. Этого нельзя сказать об еще одном крупном игроке на дорожном рынке - ООО «Спектр». Согласно открытым данным в интернете у компании больше десятка видов деятельности, среди которых и строительство зданий, и оптовая торговля всем, чем угодно - от лесоматериалов до сантехоборудования. Человек с такими же данными, как и директор «Спектра» Эдуард Паршин, значится руководителем еще ряда компаний. Все это наводит на подозрения, что фирма не в состоянии самостоятельно ремонтировать дороги, что она является лишь «прокладкой» или посредником. Попытки пообщаться с руководством ни к чему не привели, организация оказалась секретной. По указанному в аукционной документации телефону нам ответил мужской голос, принадлежащий возможно, самому Эдуарду Паршину. Собеседник внимательно выслушал вопросы про дорожные аукционы, про эффективность расходования средств, про наличие собственной базы и ответил: «Мы сейчас этим не занимаемся».
«Не понимаю, почему я вам должен что-то говорить?!» - удивился представитель «Спектра».
На этом разговор и закончился.
Напомним, что в этом году компания выиграла контракт на ямочный ремонт дорог Саратова, также она ремонтирует дорогу в Екатериновском районе. В рамках проверки «Общественной палаты» Николай Скворцов с коллегами организовал выезд на место прописки «Спектра», нашел на улице Шехурдина офисное здание, почтовые ящики с названиями десятка фирм, среди которых была и нужная им дорожная организация. Оказалось, что помещение у «Спектра» там действительно есть, вот только им давно не пользуются. Никаких производственных мощностей, вроде парка техники или специалистов общественники так и не нашли. В связи с этим они сделали предположение, аналогичное версии «Дорожного контроля».
ООО «Эффин Групп» также кажется серьезной организацией, в 2015 году ремонтировала автоподъезд к селу Вязовка за 41 млн руб. Если зайти на официальный сайт фирмы, можно узнать, что она специализируется на строительстве зданий и сооружений, например, принимала участие в создании музея Трудовой Славы на Соколовой горе. В списке завершенных объектов не указано ни одной дороги, да и вообще об этом виде деятельности ничего нет. Общественники не поленились и выехали по адресу юридической регистрации «Эффин Групп», обнаружили базу, пообщались с охранниками, и те сильно удивились, когда их спросили о ремонте дорог. В отделе развития компании «Дорожному контролю» подтвердили, что такие работы они выполняют: у них имеется своя строительная техника, а специализированную, вроде дорожной фрезы, они берут в аренду.
Фирмы-призраки, фирмы-посредники, «мусорные» фирмы
Если уж крупные дорожные фирмы оказались непрозрачными и сомнительными с точки зрения своей самостоятельности, то что говорить о более мелких игроках, которых в Саратовской области более десятка. Федеральный закон «О госсзакупках» дает им ряд привилегий. Так, от 15% всех государственных заказов должны отдаваться именно небольшим компаниям и социально-ориентированным некоммерческим организациям. Контракты до 20 млн руб. также отдаются малому бизнесу. Эти меры привели к появлению фирм-«прокладок» или фиктивных организаций, за которыми стоят другие игроки, и к «мусорным» фирмам, которые некачественно оказывают услуги. Не беремся утверждать, что перечисленные ниже фирмы относятся к числу «прокладок», но такие признаки у них имеются.
Например, ООО «Неотек» (или «Неотэк», или «НЭОТЭК»), в 2015 году эта фирма выиграла 3 контракта на содержание дорог стоимостью примерно по полмиллиона рублей каждый. В аукционной документации телефон не указан, только странный адрес электронной почты: 7-0000-000000@mail.ru. Есть там и адрес: Тархова, 31а. Директором организации значится некто Вадим Велигура. «Дорожный контроль» нашел человека с такими данными в социальных сетях - 28-летний уроженец Махачкалы, по образованию геолог, совершенно не похожий на директора дорожной организации. Впрочем, по нашим данным он действительно занимался дорогами. Мы попытались выйти с ним на связь, однако он не отреагировал на наши обращения.
ООО «Легион», директор - Александр Абрамян, в 2014 году фирма выиграла конкурсы на 20 млн на ямочный ремонт саратовских дорог. Судя по документации, расположена она в жилом доме: Деловая, дом 20, кв. 51, по телефону секретарь ответила, что руководства нет на месте, и неизвестно когда будет.
ООО «Альфа-Холдинг», директор - Рушан Абубекеров, в 2015 году выиграло два контракта на полмиллиона рублей, в этом году ее работники замечены на ремонте дороги на Кумыной поляне в качестве субподрядчика у АО «Автогрейд». По указанному в документации телефону так никто и не ответил. Добавим, что на заседании Общественной палаты руководитель «Автогрейда» Сергей Шеметов утверждал, что у этой фирмы есть своя техника.
ООО «Эко-Строй», директор - Роберт Нечаев. Об этой компании «Дорожный контроль» уже писал в связи с ремонтом улицы Плодородной. Руководитель фирмы заверил нас, что у него имеется 10-15 единиц техники, а вот общественники, выехавшие на место прописки - на 3-й Дегтярный проезд, не обнаружили там никаких следов жизнедеятельности.
Точно также общественники не смогли добраться до ООО «Саратовавтодор» (в 2015 году - контракт на 22,8 млн руб.,), добавим, что позже Николай Чуриков заступился за эту фирму, назвав ее надежной.
По итогам рейда Николай Скворцов пришел к трем выводам. Первое: организации, не имеющие собственной производственной базы, могут неофициально нанимать дешевую рабочую силу для ухода от налогов и пенсионных отчислений. Второе: такие организации могут привлекать к работе субподрядчиков, что повышает стоимость муниципального контракта. Третье: при наступлении серьезного гарантийного случая с этих фирм нечего будет взыскать, поскольку у них ничего нет. И это, возможно, сделано специально.
Руководитель «Автогреда» Сергей Шеметов, выступая на заседании совета ОПы, признал бардак на дорожном рынке Саратовской области, вызванный в том числе несовершенством законодательства. По его словам, ремонтом занимается «черт знает кто».
«А если взять по всей области и посмотреть, какие предприятия работают - мы придем к тому, что очень много фирм с непонятно каким потенциалом, непонятно какой техникой, документами», - заметил Шеметов.
По словам дорожника, так происходит из-за того, что при проведении аукционов во главу угла ставится стоимость работ, «чтобы было дешево», при этом никто не интересуется состоянием самой фирмы.
«Элементарная вещь: объявляя конкурс, провести технический аудит, можно поехать в «Викинг», можно поехать в «Автогрейд». За границей с тобой никто никогда не будет заключать контракт без технического аудита», - добавил руководитель «Автогрейда».
Вот и Николай Чуриков на своей пресс-конференции пояснил, что заказчик дорожных работ не имеет права вмешиваться в работу подрядчиков. Есть лишь два критерия оценки: членство в саморегулируемой организации и цена контракта.
«Никаких дополнительных условий заказчик в аукционную документацию вносить не может. Это будет нарушение - диктовать подрядчику: брать ему субподрядчика или не брать, работать этой техникой или другой - это называется вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия», - заявил министр, отметив, что заказчик вправе лишь следить за качеством выполненных работ.
При этом глава минтранса заверил, что у него никогда не было проблем с дорожными организациями, никто из них никуда не пропадал. То же самое сказал и глава городского дорожного комитета Булат Гайнанов.
Очевидно, что федеральное законодательство, а именно закон №44 «О госсакупках» нуждается в корректировке. Все прекрасно понимают, что это длительный и сложный процесс. Но также очевидно, что уже сейчас местные чиновники могут немало сделать много для того, чтобы дорожная сфера стала более прозрачной для общественности. Если пока нельзя заставить дорожников отчитываться о своей работе и своей материально-технической базе и субподрядных взаимозачетах, то можно их хорошо попросить об этом. Предложить им завести сайты, подружиться с общественностью и СМИ, намекнуть, что открытость в их же интересах. В конце концов, мы все живем в одном городе, в одной области, чиновники и население одинаково заинтересованы в том, чтобы дороги были хорошими, а освоение бюджетных средств - эффективным. Или нет?