В Саратовской области Петровская межрайонная прокуратура при участии «Дорожного контроля» и организации строительного контроля «Волгодортранс СГТУ» провела проверку на ремонтирующихся городских тротуарах по ул. Братьев Костериных, Куйбышева и Димитрова. В мероприятии приняли участие помощник прокурора Ирина Проулочнова, председатель СРОО «Дорожный контроль» Николай Гурин, директор «Волгодортранса» Сергей Андронов, представитель подрядчика Вааган Галстян.
Тротуары попали в поле зрения контролеров после рабочего визита в Петровск председателя Госдумы Вячеслава Володина, который, осматривая тротуары, выявил нарушения и жестко раскритиковал власти района. Далее с инспекцией на тротуарах побывал депутат Саратовской областной думы Вадим Рогожин с представителями «Дорожного контроля», где так же был обнаружен целый ряд нарушений.
Текущая проверка прокуратуры проводилась с целью определения соответствия применяемых материалов требованиям контракта и проверки качества выполненных работ по устройству щебеночного основания, а также установки бортового камня.
В настоящий момент отщебнен тротуар по ул. Братьев Костериных, частично отщебнен тротуар по ул. Куйбышева и подготовлен к укладке асфальтобетона тротуар по ул. Димитрова.
Первое, на что обратили внимание проверяющие, что подрядчик провел работу над ошибками: бордюры, которые вызвали нарекания при прошлой проверке, были подрядчиком переделаны - закреплены в бетонном замке, разрушенные бордюры заменены. Борт выставлен ровно, в плане и профиле уступы отсутствуют. Однако на ул. Димитрова встречается борт с колотой кромкой от работы катка. Прочность бетона, которым закреплен бордюр соответствует нормативным требованиям.
Иная картина складывается с щебеночным основанием. На ул. Димитрова, где тротуар подготовлен к асфальтровке, толщина щебеночного слоя не соответствует требованиям контракта. Было проведено 3 контрольных замера, при которых толщина слоя варьировалась от 6 до 9 см, вместо необходимых 10 см. При этом уплотнение основания соответствовало нормативным требованиям.
На ул. Братьев Костериных толщина слоя щебня в настоящий момент составляет 7 см, а его уплотнение не соответствует нормативным требованиям. По словам представителя подрядчика это связано с тем, что работы по устройству основания на этом объекте еще не закончены.
Отдельное внимание было уделено грунту, на котором проводится ремонт. Председатель Государственной думы Вячеслав Володин обратил внимание и подверг жесткой критике проектное решение, по которому в смету не был внесен песок, из-за чего щебень укладывается прямо на грунт.
Грунт, на котором ведется ремонт, представляет из себя чернозем и относится к пучинистым. Чтобы избежать пучинистости, влекущей за собой деформации слоев, в том числе асфальта в зимний период, необходимо использовать дренажный слой песка. И это явный просчет в составлении сметной документации. Мелкая экономия на материале может привести к серьезным дефектам на новых тротуарах и их скорому разрушению. В настоящий момент после разразившегося скандала слой песка был уложен только на ул. Куйбышева за счет средств подрядчика.
Песок, применяемый при ремонте, был отобран на экспертизу в Саратовский Государственный технический Университет им. Ю.А. Гагарина. Также на проверку в лабораторию с тротуаров был отобран щебень. По ее результатам будет дана оценка соответствия используемого материала требованиям контракта и нормативной базы.
Стоит отметить, что представитель подрядчика не смог ответить на вопрос, проверялся ли щебень организацией занимающейся по муниципальному контракту строительным контролем. Также представитель подрядчика не смог объяснить, почему строительный контроль не провел замер толщин слоя щебня на подготовленном к асфальтировке участке. Согласно контракту строительный контроль на тротуарах должна осуществлять фирма ООО «Алгоритм», которая, по всей видимости, любит выполнять работы с сильно отрицательной рентабельностью. По итогам торгов в Петровске, которые выиграла данная организация, стоимость контракта упала в 7,5 раз со 100 тыс. рублей до 13200. Учитывая, что лабораторное испытание 1 керна асфальтобетона составляет по рыночной стоимости порядка 10 тыс. рублей, коммерсанты решили «поработать» себе в огромный убыток.
Кстати, Петровск не единственный населенный пункт, где ООО «Алгоритм» готово работать в абсолютнейший минус. Целую россыпь контрактов по 13-15 тыс. рублей можно обнаружить в Александрово-Гайском и Воскресенском районах, а провести строительный контроль за работами по благоустройству зоны отдыха городского парка в Новоузенске фирма готова аж за 4 тыс. рублей, которых не хватит на поездку в отдаленный райцентр даже на рейсовом автобусе.
Фанатичное стремление организации работать в убыток выглядит весьма заманчиво для правоохранительных органов. Если организация сознательно идет на огромный «минус» из кармана бюджета, то из чьего кармана она получает «плюс»? И как это вообще отражается на качестве ремонтов и их соответствии контрактам?