Вчера вечером общественники проверили качество ремонта дворов и дорог в центре Саратова. Они обнаружили много недоделок вроде шатающихся и потрескавшихся бордюров, травмоопасных бордюров, кривых колодцев и других свидетельств некачественной работы подрядчиков. Все эти на первый взгляд «мелочи» быстро сведут все последствия ремонта в городе на нет и вернут ему прежний «знаменитый» облик.
Рейд организовал глава группы по контролю за ремонтом дорог Общественной палаты Саратовской области Николай Скворцов, в нем участвовали общественники Араик Косян и Евгений Лузановский, директор «Четвертой власти» и проекта «Дорожный контроль» Николай Гурин, к ним присоединились журналисты.
Сначала участники рейда осмотрели состояние дороги на улице Рахова на участке от Кутякова до Московской. Там недавно был уложен свежий асфальт и установлены новые бордюры. Именно они-то и привлекли внимание общественников. Из-за многочисленных сколов бордюрный камень выглядел старым, кое-где из него торчала арматура, более того, он шатался. Араик Косян без труда смог раскачать его, он предположил, что проблема заключается в том, что бордюры не укрепили бетоном, как это полагается, а просто присыпали землей. Попросив у рабочих в сквере лопату, он подкопал один из них со стороны обочины и обнаружил какие-то обломки старого бетона, которым пытались с одной стороны закрепить бортовой камень. При желании бордюр можно было вообще вытащить.
«Бордюр за счет асфальта держится», - сделал вывод Косян.
Интересно, что рабочие в сквере забрали у него лопату и быстро куда-то исчезли. Члены ОПы предположили, что они ответственны за ремонт дороги и потому поспешили уйти, почуяв неладное. Кроме того, была измерена высота бордюров – оказалось, что бордюры со стороны сквера почти на 10 см короче тех, которые стояли с противоположной стороны. Как пошутили участники рейда, это сделано для того, чтобы дождевая вода стекала с дороги в сквер, поливая деревья и траву в нем. Разница в высоте бордюра возникла из-за того, что дорога положена под уклоном к одной из обочин, чтоб с полотна стекала дождевая вода. Тем не менее разница в высоте бортового камня в 10 см удивила присутствующих.
На углу Рахова и Большой Казачьей на отремонтированном участке общественники обнаружили колодец, с одной стороны которого был небольшой бугор высотой несколько сантиметров. Этот брак мог произойти из-за того, что рабочие не выдолбили старый асфальт и положили поверх него новый. И наконец, неподалеку участники рейда на тротуаре на перекрестке с Киселева наткнулись на колодец с приоткрытой крышкой, в это отверстие вполне мог упасть ребенок и покалечиться. Опасность была устранена на месте.
Затем общественники осмотрели, как идет укладка асфальта и его примыкание к трамвайным рельсам на улице Слонова. Там отремонтированное полотно вплотную подходило к линии, что вызвало критику со стороны Араика Косяна, поскольку между полотном и рельсами должен быть положен слой, который взял бы на себя вибрацию от трамвая.
Затем общественники посетили 2 двора: по Слонова, 30 и Степана Разина, 14, которые приводятся в порядок в рамках проекта Вячеслава Володина «Наш двор».
«А где Володин?» - такими словами жильцы дома встретили участников рейда во дворе на улице Слонова.
Их огорчили, что Вячеслава Володина с ними нет. Во дворе стояла большая детская площадка, полная детворы, чернел новый ровный асфальт на пешеходной дорожке.
«Это, пожалуй, единственный двор, к которому у нас пока не возникло вопросов», - рассказал общественникам Николай Гурин.
По его словам, «Дорожный контроль» следит за ходом ремонта этой территории и совсем недавно был здесь. Члены ОПы согласились с ним.
Несмотря на то, что жители двора очень довольны тем, что им установили большую площадку, претензии у них все же имелись. Пожилая женщина отметила, что в их дворе очень много кошек, и детская площадка, засыпанная песком, превратится в большой туалет для животных и ребятне будет невозможно там играть.
Во дворе дома №14 по улице Степана Разина участников рейда встретила местная жительница Анна и показала им все недоделки рабочих. Во-первых, место, где после вскрышных работ и протягивания коммуникаций, яма была просто засыпана землей, но не была утрамбована.
«Здесь асфальт будет класться и все провалится, весь этот участок просядет», - заметила она.
Во-вторых, бордюрные камни во дворе в одном месте на повороте были поставлены так, что образовывали опасный острый угол. При этом дорожка в том месте так узка, что обойти это препятствие довольно сложно.
«Вчера с коляской шла женщина, один ребенок на руках, зацепила за него, еле не упала коляска, то есть, все сделано неправильно», - заявила она.
Кроме того, выяснилось, что у двора множество других проблем, таких как треснутые пополам бордюры, на которые уже обращал внимание «Дорожный контроль». На детскую площадку привезли не речной быстро высыхающий песок, а грубый песок, похожий на тот, что используется в строительстве. По двору проходят коммуникации, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, и, соответственно, их нужно ремонтировать прежде всего. Этими работами должны заниматься коммунальные фирмы до того, как положат новый асфальт.
Анна показала общественникам водосточную трубу, которая с дома ведет прямо на дорогу.
«Эта ливневка будет все сливать на дорогу, будем по лужам ходить, плавать как в Венеции, - возмутилась женщина. – Так нельзя, если уж мы решились делать, то надо делать все: от «а» до «я»!
Директор «Дорожного контроля» пояснил, что все эти вопросы должны быть предусмотрены в проекте ремонта дворовых территорий, а таких проектов нет.
«Прежде чем подготавливать смету, конечно, должны были подготовить проект ремонта для того, чтобы учли каждый нюанс, в том числе и ливневую систему. Но этого сделано не было, по всем нашим дворам одно и то же. Ремонт проводят по дефектовке: грубо говоря, что у вас было, меняют на новое», - сказал он.
Николай Скворцов посоветовал Анне записать список всех нарушений и затем передать его в Общественную палату, а также чиновникам, и главное: жильцы должны быть активнее. В ответ Анна усомнилась в пользе таких общественных рейдов.
«От того, что вы ходите, ничего не изменится», - заявила она в сердцах.
Николай Гурин возразил ей, что город уже меняется в результате общественного контроля за ремонтом дворов и дорог. В качестве примера он привел историю о том, как «Дорожный контроль» предотвратил нарушение во дворе дома по адресу Новоузенская 10/20.
«Работы там переделали, и сейчас там идеальный двор, можно сказать, образец для других подрядных организаций», - рассказал он горожанке.
На обратном пути внимание участников рейда привлек отремонтированный тротуар по Слонова между Университетской и Ст. Разина. На одном из участков поверхность свежеуложенного асфальта потрескалась, была неоднородной. Поскольку такое явление было заметно лишь на одном участке, можно предположить, что один самосвал был нагружен некачественной асфальто-бетонной смесью, в которую, возможно, не доложили вяжущий компонент. Другой причиной явления могла стать нетвердая, «играющая» поверхность, на которую положили асфальт. Местный житель, представившийся бывшим инженером Сартовгражданпроекта заявил, что асфальт тут положили некачественно, на доломитку. Чуть позже общественникам встретились кучи щебня, высыпанного на тротуар, фракция которого визуально была меньше 5-20. Участники рейда решили изучить этот вопрос более детально с привлечением экспертов. Кроме того, на тротуаре улицы Слонова между Университетской и Разина в асфальт в буквальном смысле закатали деревья.